В соответствии со статьей 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Защита экономических прав субъектов хозяйствования является одним из основных аспектов деятельности хозяйственных судов нашего государства.
Обеспечение в государстве действенной защиты нарушенных или оспариваемых экономических прав субъектов хозяйствования способствует стабильности гражданского оборота, выступает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей надежной гарантией нормального осуществления ими хозяйственной деятельности и в конечном итоге является фундаментом для устойчивого функционирования и развития экономики в целом.
Обращаясь за судебной защитой нарушенных или оспариваемых экономических прав, субъекты хозяйствования ожидают получить недорогое, быстрое, беспристрастное, компетентное судебное разбирательство.
Таким образом, судебная защита должна соответствовать таким основным требованиям, как:
— доступность;
— оперативность;
— законность и обоснованность;
— обеспечение исполнения вынесенного судебного постановления.
Реализация конституционного права на судебную защиту всегда сопровождается определенными судебными расходами, в состав которых входит государственная пошлина, дифференцированные ставки которой по хозяйственным делам обеспечивают ее доступность.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Таким образом, государственная пошлина является одним из источников пополнения бюджета.
Обязанность юридически заинтересованных в исходе дела лиц нести судебные расходы обусловлена необходимостью оплаты или компенсации материальных затрат, которые несет государство в лице судебной власти при осуществлении ею правосудия.
В то же время возложение на заинтересованное лицо необходимости уплаты госпошлины при обращении в суд имеет своей целью также предупреждение необоснованных обращений в суды и, как следствие, предотвращает неправомерный подрыв деловой репутации остальных участников спора.
Из содержания статьи 7 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) следует, что одной из форм обращения в хозяйственный суд является исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 160 ХПК к исковому заявлению, в частности, должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.
Основной перечень нормативных актов о государственной пошлине содержится в пункте 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 N 23 «О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине». Специфика законодательства о государственной пошлине лишний раз свидетельствует о его мобильности, поскольку на сегодняшний день большинство нормативных актов из данного перечня утратило силу.
Динамично меняющееся законодательство по данному вопросу не всегда оперативно отслеживается субъектами предпринимательской деятельности, что зачастую приводит к неправильной уплате ими государственной пошлины при обращении в хозяйственные суды.
При отсутствии доказательств уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере судом на основании абзацев 2, 3 части 1 статьи 162 ХПК исковое заявление может быть оставлено без движения на срок до пятнадцати дней.
Неустранение истцом (заявителем) недостатков в указанный срок может привести к пропуску срока исковой давности, который лишает их возможности удовлетворить свои требования через суд при поступлении от ответчика соответствующего ходатайства.
В целях информирования участников гражданского оборота по вопросу уплаты государственной пошлины при обращении в хозяйственные суды, а также предупреждения негативных последствий ее неправильной уплаты приводятся краткая аннотация и анализ нижеследующих нормативных актов.
В силу положений пункта 4 статьи 251 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь государственная пошлина уплачивается в соответствующий бюджет по месту совершения юридически значимого действия.
Из совокупного анализа статей 7, 8 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и пункта 1 приложения 1 к Инструкции о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2010 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 N 35, следует, что государственная пошлина за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, а также за выдачу хозяйственными судами копий документов уплачивается в республиканский бюджет.
Порядок зачисления в доход республиканского бюджета налогов, сборов (пошлин) и иных платежей, уплачиваемых в белорусских рублях, регламентируется Инструкцией о порядке исполнения республиканского бюджета по доходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 N 143/171 (далее — Инструкция N 143/171).
Согласно ч. 4, 5 п. 6 Инструкции N 143/171 сведения о счете республиканского бюджета и транзитных счетах с указанием их реквизитов Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь направляет Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Департаменту по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь и иным уполномоченным органам в письменном и электронном виде не позднее чем за десять дней до начала их функционирования.
Плательщикам сведения о транзитных счетах и учетные номера плательщиков — клиентов казначейства сообщают клиенты казначейства.
В целях реализации конституционного права на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов заинтересованное лицо в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», вправе обратиться с соответствующим заявлением (ходатайством) в компетентный орган для получения сведений о порядке уплаты государственной пошлины, а данный орган, его должностные лица обязаны предоставить заинтересованному лицу возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Действующими нормативными правовыми актами на хозяйственные суды не возложена обязанность по отражению и доведению данной информации плательщикам государственной пошлины в текстах судебных постановлений в случаях оставления искового заявления без движения или его возвращения.
В соответствии с частью 1 статьи 163 ХПК хозяйственный суд возвращает истцу исковое заявление и приложенные к нему документы, если не исполнено определение хозяйственного суда об оставлении искового заявления без движения в срок, установленный судом.
В силу положений части 5 статьи 55 ХПК неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Возвращение искового заявления не лишает истца права после устранения нарушений, послуживших основанием для его возвращения, вновь подать в хозяйственный суд исковое заявление в порядке, установленном ХПК.
По материалам: С.Л.КУЛАКОВСКИЙ,
судья Высшего Хозяйственного Суда