Бизнес-план представляет собой документ, который определяет основные особенности развития производства и организацию коммерческой деятельности компании, а так же позволяет определить проблемные моменты, с которыми возможно придется столкнуться при развитии бизнеса.
Прежде всего, перечислим основные этапы подготовки бизнес-плана:
1. Формулировка целей (следует решить, для кого предназначен бизнес-план, что потенциальные партнеры, потребители, инвесторы уже знают об организации и что хотят узнать, как они используют информацию о ней).
2. Подготовка конспекта (краткого плана).
3. Определение ключевых позиций, наиболее важные из которых должны быть выделены особо (jднако излишние подробности не нужны).
4. Написание бизнес-плана. Для этого потребуется тщательный отбор информации, вероятно необходимо будет провести дополнительные исследования рынка или финансового состояния организации. Справочная информация обычно дается в приложении.
5. Доработка бизнес-плана.
6. Периодическое обновление (пересмотр) бизнес-плана с учетом изменения ситуации, законодательства и т.д.
Постановка цели
Хотя бизнес-план в основном считается инструментом получения кредита, он служит и другим целям:
— выявлению целей бизнеса;
— оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;
— созданию системы измерения результатов деятельности;
— предоставлению инструментария управления бизнесом;
— предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.
Последовательность написания разделов
Советуем начать работу с составления схемы бизнес-плана: разбив весь проект на составные компоненты, он перестанет казаться невыполнимым. На первичном этапе план может иметь форму вопросов и ответов. Работать над отдельными сегментами можно в несколько этапов, до получения результата, который бы соответствовал вашему представлению.
Дайте краткое, но отражающее суть проекта название. Затем начните описывать раздел, который является для вас самым легким или наиболее интересным. Если вы убеждены в техническом превосходстве вашего изделия, начните с раздела по описанию вашего товара. Многие любят начинать с описания истории компании или своего видения будущего компании. Когда вы увидите первые слова на бумаге, вы почувствуете прогресс, и затем вы можете переходить к более трудным частям бизнес-плана.
Попытайтесь отвечать лишь на несколько вопросов за один раз. Подготовить небольшую часть бизнес-плана за один раз — это легче, чем запереться в кабинете на несколько недель, чтобы сделать работу за один раз.
Рекомендуем изучить примеры бизнес-планов по вашей тематике, чтобы понять стиль письма, последовательность представления идей и разделов плана. После ознакомления с несколькими бизнес-планами вы получите представление о том, как составляется бизнес-план и как он организован. Это значительно упростит вашу работу.
Оформление документа
Бизнес-план должен иметь титульный лист и оглавление. На титульном листе укажите название компании, адрес и номер телефона. Обязательно пронумеруйте страницы бизнес-плана. Оглавление с указанием страниц начала разделов разместите на одной странице. Оно подскажет читающему, где можно найти ту или иную информацию. Для представления финансовой информации часто используют развороты.
Наполните свой документ как можно большим количеством таблиц данных, диаграмм, разными шрифтами и цветными акцентами — все эти приемы помогут вам в восприятии, понимании и запоминании характерных особенностей рассматриваемого проекта.
Необходимо также предусмотреть какое-либо функциональное разделение глав. Каждую главу начинайте с новой страницы. Составьте ваш план таким образом, чтобы в нем можно было легко отыскать интересующие параграфы, так как не каждый инвестор захочет читать весь бизнес-план целиком. Используйте больше подзаголовков и промежуточных выводов (в тексте их можно выделять подчеркиванием или жирным шрифтом).
Язык должен быть простым и понятным, без избытка технических и спецальных терминов. Вместе с тем, в финансовой части бизнес-плана следует пользоваться только стандартной терминологией.
Содержание разделов
Сведения о разработках преподносите в максимально понятном и доступном виде.
Перечень рисков, которые анализируются в проекте, должен быть не выборочным, а охватывать все сферы проекта и финансовую, и техническую, и организационную.
Дополните документ информацией, которая может понадобиться экспертам, проработайте расчетные данные для получения максимально приемлемых прогнозов.
Бизнес-план должен быть реалистичным. Для это в расчеты закладывают так называемое «правило плохой погоды», т.е. когда пессимистичные оценки явно преобладают над оптимистичными.
Бизнес-план пишется на перспективу, поэтому составьте его примерно на 3 года вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго – поквартально, лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями.
И помните о том, что бизнес-планирование не должно быть разовой акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер. Это значит необходимо постоянно корректировать свои прогнозы и планы. Меняются условия, цены, приоритеты, меняются даже сами «правила игры». Поэтому бизнес-план должен быть гибким и живым.