Создание эффективного стратегического плана

Стратегический план, аргументированный курс развития бизнеса – характерны для крупных компаний. Практика показывает, что индивидуальные предприниматели практически не уделяют внимания стратегии развития собственного бизнеса, предпочитая решать насущные проблемы. Каждодневная рутина не позволяет выделить время на разработку дальнейшего курса, а ограниченное финансирование не позволяет привлекать профессионалов.

Мировая практика насыщена доказательствами того, что компании, в активе которых имеет место стратегический план успешнее тех, которые такого плана не имеют. Объемы производства и оборотов не имеют значения. Деятельность индивидуального предпринимателя практически ни чем не отличается от деятельности крупных компаний. В любом случае наличие стратегического плана позволит объективно оценить возможности бизнеса и достичь реальных результатов в выбранном направлении.

Почему многие предприниматели не занимаются стратегическим планированием? Ответ очевиден. У индивидуальных предпринимателей нет подобного опыта, нет информации. Они не знакомы с терминологией и в большинстве случаев, просто не знают с чего начать.
Исправить ситуацию можно. В данных целях ниже приведены основные этапы создания эффективного стратегического плана.
Для начала необходимо понять:
•    Стратегическое планирование, это понимание принципов и задач функционирования бизнеса. Представление общей картины работы организации или индивидуального предпринимателя. Определение подходом, целей, задач, индикаторов и методов реализации. Стратегия и планирование, немного разные понятия. Для стратегического планирования характерен творческий процесс, когда элементами планирования являются анализ и сопоставление фактов.
Таким образом, на первоначальном этапе необходимо сформировать идею, впоследствии переведя образ бизнеса в цифровой аналитический документ. Стратегическое планирование – первый этап процесса создания бизнес плана.

Этапы эффективного стратегического плана:
•    Для начала необходимо определить несколько ценностей. В дальнейшем именно эти ценности лягут в основу дальнейшей работы компании;
•    Необходимо сформулировать фирменное обещание (слоган). Этот слоган будет связующим звеном между потребителями и компанией. К примеру, идея компании Nokia состоит в “улучшении повседневной жизни людей и эффективности коммуникаций”;
•    Определение образа компании в долгосрочном видении;
•    Определение глобальных целей. Получение прибыли – это не глобальная цель. Под этим понятием принято говорить о желаемом результате (увеличение прибыли на 70% по сравнению с настоящим периодом, открытие филиала, увеличение производственных мощностей, процентное увеличение потребителей и т.д.). Цели должны быть реальны и достижимы;
•    Определите несколько индикаторов формирующих основной процесс развития компании. Каких показателей необходимо достигнуть в определенной отрасли и выбранном направлении деятельности. Какие ключевые индикаторы позволят производить еженедельную и ежемесячную оценку деятельности. Говоря простым языком, необходимо определить критерии, повышение которых будет характеризовать работу компании с положительной стороны и какие показатели понижают эффективность деятельности;
•     Что необходимо предпринять для реализации поставленных задач в ближайшее время. Модернизация производства, привлечение новых технологий, расширить штат сотрудников, произвести обучение персонала…;
•     Распределение ответственности. Необходимо определить персональную ответственность и сроки выполнения обязанностей;
•    Важным аспектом эффективного стратегического планирования является реакция на успех. Необходимо определить каким образом будет осуществляться поощрение и празднование достигнутых целей. Стимулирование заинтересованности – весомый аргумент в развитии бизнеса;
•    Распределение приоритетов для персонала. Подобный процесс при соответствующем оформлении и контроле, окажет существенное влияние на достижение положительного результата;
•    Чем проще, тем лучше. Не стоит изобретать что-то сложное и новое. Простота – залог успеха. Совершенство стратегического плана, это роскошь. Основная задача эффективного стратегического плана привести компанию к запланированным результатам. Стратегия должна быть понятна всем членам команды. Цель стратегического плана состоит в том, чтобы придерживаться выбранного направления и цели, и в тоже время не терять гибкость.