Мировая практика насыщена доказательствами того, что компании, в активе которых имеет место стратегический план успешнее тех, которые такого плана не имеют. Объемы производства и оборотов не имеют значения. Деятельность индивидуального предпринимателя практически ни чем не отличается от деятельности крупных компаний. В любом случае наличие стратегического плана позволит объективно оценить возможности бизнеса и достичь реальных результатов в выбранном направлении.
Почему многие предприниматели не занимаются стратегическим планированием? Ответ очевиден. У индивидуальных предпринимателей нет подобного опыта, нет информации. Они не знакомы с терминологией и в большинстве случаев, просто не знают с чего начать.
Исправить ситуацию можно. В данных целях ниже приведены основные этапы создания эффективного стратегического плана.
Для начала необходимо понять:
• Стратегическое планирование, это понимание принципов и задач функционирования бизнеса. Представление общей картины работы организации или индивидуального предпринимателя. Определение подходом, целей, задач, индикаторов и методов реализации. Стратегия и планирование, немного разные понятия. Для стратегического планирования характерен творческий процесс, когда элементами планирования являются анализ и сопоставление фактов.
Таким образом, на первоначальном этапе необходимо сформировать идею, впоследствии переведя образ бизнеса в цифровой аналитический документ. Стратегическое планирование – первый этап процесса создания бизнес плана.
Этапы эффективного стратегического плана:
• Для начала необходимо определить несколько ценностей. В дальнейшем именно эти ценности лягут в основу дальнейшей работы компании;
• Необходимо сформулировать фирменное обещание (слоган). Этот слоган будет связующим звеном между потребителями и компанией. К примеру, идея компании Nokia состоит в “улучшении повседневной жизни людей и эффективности коммуникаций”;
• Определение образа компании в долгосрочном видении;
• Определение глобальных целей. Получение прибыли – это не глобальная цель. Под этим понятием принято говорить о желаемом результате (увеличение прибыли на 70% по сравнению с настоящим периодом, открытие филиала, увеличение производственных мощностей, процентное увеличение потребителей и т.д.). Цели должны быть реальны и достижимы;
• Определите несколько индикаторов формирующих основной процесс развития компании. Каких показателей необходимо достигнуть в определенной отрасли и выбранном направлении деятельности. Какие ключевые индикаторы позволят производить еженедельную и ежемесячную оценку деятельности. Говоря простым языком, необходимо определить критерии, повышение которых будет характеризовать работу компании с положительной стороны и какие показатели понижают эффективность деятельности;
• Что необходимо предпринять для реализации поставленных задач в ближайшее время. Модернизация производства, привлечение новых технологий, расширить штат сотрудников, произвести обучение персонала…;
• Распределение ответственности. Необходимо определить персональную ответственность и сроки выполнения обязанностей;
• Важным аспектом эффективного стратегического планирования является реакция на успех. Необходимо определить каким образом будет осуществляться поощрение и празднование достигнутых целей. Стимулирование заинтересованности – весомый аргумент в развитии бизнеса;
• Распределение приоритетов для персонала. Подобный процесс при соответствующем оформлении и контроле, окажет существенное влияние на достижение положительного результата;
• Чем проще, тем лучше. Не стоит изобретать что-то сложное и новое. Простота – залог успеха. Совершенство стратегического плана, это роскошь. Основная задача эффективного стратегического плана привести компанию к запланированным результатам. Стратегия должна быть понятна всем членам команды. Цель стратегического плана состоит в том, чтобы придерживаться выбранного направления и цели, и в тоже время не терять гибкость.