Система трейд-ин (возможность отдать старую вещь в уплату стоимости новой) известна уже более века. Но не белорусам. В нашей стране суть этой услуги для многих до сих пор остается туманной.
Хотя есть надежда на то, что trade-in может перестать быть экзотикой и в Беларуси. Идя навстречу пожеланиям читателей портала Interfax.by, которые спрашивают о том, что конкретно даст им подобная услуга, мы обратились за комментариями в структуру, которая наиболее активно продвигает трейд-ин в нашей стране – в Белорусскую автомобильную ассоциацию (БАА).
Как обстоят дела?
Сегодня рынок подержанных авто – это преимущественно комиссионная торговля и, в еще большей степени, – торговля на авторынках и по объявлениям.
По оценкам БАА, ежегодно в Беларуси осуществляется не менее полумиллиона таких сделок – включая приобретение автомобиля за рубежом. Такой оборот б/у автомобилей происходит в валюте. Согласно статистике, в минувшем году физлица ввезли в страну порядка 200 тыс. авто на сумму не менее $1,5 млрд. Эти деньги были вывезены из Беларуси.
Как полагают специалисты ассоциации, еще около 300 тыс. сделок были заключены на территории страны на общую сумму не менее $2 млрд.
«Эти деньги обращаются вне контроля государства, в тени», – подчеркнул председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
Даже если вы считаете, что проблемы государства вас не касаются, они всегда могут превратиться в личные.
«Ни для кого не является секретом высокий риск криминала в этой сфере. Покупатели сталкиваются очень часто с тем, что купленный ими на рынке автомобиль может не только иметь массу скрытых дефектов, но и быть угнанным и т. д. Покупатель не имеет никаких гарантий и рискует в итоге потерять деньги», – рассказал глава БАА.
В действующих правовых условиях юридические лица не могут составить конкуренцию стихийному авторынку, предложив покупателям приемлемые условия приобретения подержанных авто. Они являются плательщиками НДС, а при импорте автомобиля – платят большие пошлины.
Что дилеры хотят изменить на авторынке?
Дилеры предлагают унифицировать базу начисления НДС для всех автомобилей всех каналов поставки и реализации (импорт из Российской Федерации, импорт из стран дальнего зарубежья, перепродажа новой и подержанной техники, производство в странах Таможенного союза).
Предлагается считать базой взимания НДС разницу между ценой реализации и ценой приобретения / себестоимостью производства.
Это даст дилерам возможность формировать цены на продаваемые авто практически в равных условиях с физлицами. Не считая того, что в отличие от последних, первые будут платить все налоги.
«Указанная нормативная база для подержанной техники сегодня уже действует в России и Украине и дает результаты», – подчеркнул С. Михневич.
Что trade-in даст покупателям, продавцам и государству?
Значительная часть рынка подержанных авто будет легализована. Продажи дилеров выведут обороты финансов в этом сегменте из тени, вырастут поступления налогов в белорусский бюджет. Автодилеры смогут создавать новые рабочие места.
Оборот автомобилей через дилерские станции будет выведен из долларовой зоны. Это выгодно государству в части сокращения потребности автомобильного рынка и экономики страны в целом в валюте.
Покупатель нового автомобиля сможет отдать в зачет его стоимости дилеру старую машину, сняв с себя необходимость тратить время на продажу и бумажную волокиту. Устраняется и риск стать жертвой криминала. Принятый в зачет автомобиль дилер при необходимости отремонтирует и с гарантией продаст другому покупателю.
Когда ждать появления trade-in в Беларуси?
Похоже, в ближайшее время. Сказать более точно пока нельзя.
«В прошлом году мы нашли понимание по этому вопросу во всех министерствах, – сообщил председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации. – По нашей информации, готовится к подписанию соответствующий указ президента».
По материалам: interfax.by