Субъекты хозяйствования Беларуси попали в налоговую ловушку, подготовленную правительством в конце предыдущего года. Фактически сейчас они помимо воли кредитуют бюджет Беларуси, уплачивая налоги от прибыли, которой реально нет.
Напомним, что в соответствии с законом от 15.10.2010 года №174-З в рамках объявленной либерализации в Налоговый кодекс Республики Беларусь были внесены существенные изменения и дополнения.
Одним из таких кардинальных новшеств стало изменение порядка уплаты и декларирования субъектами хозяйствования налога на прибыль. В отличие от ранее действовавшего порядка с 1 января 2011 года налоговая декларация по налогу на прибыль должна представляться только один раз в год, не позднее 20 марта года, следующего за истекшим. Ранее такая декларация подавалась по выбору субъекта хозяйствования либо ежемесячно, либо ежеквартально.
Другим новшеством стало то, что хоть декларация по налогу на прибыль и может подаваться один раз в год, плательщики обязаны ежеквартально равными частями уплачивать текущие платежи по налогу на прибыль, рассчитанные по одному из двух методов, который выбирает плательщик самостоятельно.
По первому методу платежи могут быть рассчитаны исходя из результатов деятельности плательщика за предыдущий год, непосредственно предшествующий текущему налоговому периоду. Проще говоря, нужно было посчитать размер своих налогов на прибыль за весь 2010 года, разделить на четыре и уплачивать полученные суммы ежеквартально равными частями не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря. По второму методу также платежи осуществляются ежеквартально, но только расчет таких платежей производится исходя из налогов от предполагаемой прибыли по итогам текущего года. При этом надо так рассчитать предполагаемую прибыль, чтобы сумма налога составляла менее 80% фактической суммы налога по итогам этого же текущего года. То есть ошибиться по предполагаемой прибыли можно было только на 20%. Естественно, большинство субъектов хозяйствования пошло по более простому пути, то есть выбрали первый вариант.
Анонсируя указанные изменения, представители власти не уставали заострять внимание журналистов на том, что указанные изменения сделаны исключительно в интересах субъектов хозяйствования. Якобы новая система уплаты ежеквартальных платежей позволит субъектам хозяйствования использовать временно свободные денежные средства в собственных интересах, например, для модернизации производства. Такой вот краткосрочный налоговый кредит со стороны государства. И это действительно так, но только отчасти.
Если субъект хозяйствования применяет первый метод уплаты платежей (таких сейчас подавляющее большинство, если считать только тех, кто имел прибыль в 2010 году), то этот налоговый кредит предприятие получало только в том случае, если его текущие экономические результаты не хуже, чем в предыдущем году. Если выручка предприятия упала, скажем в два-три раза, а это сейчас довольно распространенная ситуация, особенно для импортеров, то ситуация выглядит в точности до наоборот – то есть уже государственный бюджет получает от субъекта хозяйствования «налоговый кредит».
Уже сейчас многие субъекты хозяйствования, которые 22 июня уплатили второй ежеквартальный платеж по первому методу, считают, что заплатили налог с такой прибыли, которую вряд ли получат по итогам текущего кризисного года.
А ведь далее нужно заплатить еще столько же, так как остаются еще два авансовых платежа – 22 сентября и 22 декабря. При этом реально вернуть переплату можно будет только после 22 марта 2012 года, когда будет подаваться налоговая декларация.
Теоретически можно было бы изменить порядок уплаты этих платежей, перейдя с первого метода уплаты на второй. Однако, согласно Налоговому кодексу Беларуси, плательщики не вправе изменять выбранный ими метод исчисления сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, в течение налогового периода. Исключения составляют лишь частные случаи, связанные с реорганизацией предприятия.
Также не содержит Налоговый кодекс и норм, которые бы позволяли корректировать в меньшую сторону суммы ежеквартальных платежей, например, исходя из текущих экономических показателей предприятия. При этом представители субъектов хозяйствования, с которыми удалось переговорить «Ежедневнику», указывают не только на тот факт, что им уже сейчас нужно думать над тем, где найти средства на уплату очередного платежа 22 сентября (читай: налога на прибыль, которой не предвидится. – А.М.). Ведь всем понятно, что в условиях кризиса, которого как бы нет, даже те предприятия, которые держатся еще на плаву, считают каждую копейку и экономят даже на туалетной бумаге. Они не готовы сейчас кредитовать государственный бюджет, так как сами борются за выживание.
Но представители субъектов хозяйствования указывают и на тот факт, что сейчас государству от этой ситуации вроде хорошо, так как оно получает тот налог на прибыль, который объективно сложился исходя из экономической ситуации 2010 года, а не текущего 2011-го. Но что будет после 22 марта 2012 года? Во-первых, государству придется возвращать существенную часть полученных налогов на прибыль, если, конечно, оно не придумает какой-нибудь хитрый способ экспроприации указанных сумм. А во-вторых, весной 2012 года предприятия начнут платить ежеквартальные платежи, исходя из результатов хозяйственной деятельности 2011 года, и эти платежи будут существенно меньше нынешних. Что станет тогда с хваленым профицитом бюджета, которым сейчас так хвастает правительство?
Налоговой ямы в таком случае не избежать. И если правительству, как обещано, удастся к концу года выровнять ситуацию в экономике (на более ранние сроки даже оптимисты не надеются. – А.М.), то налоговая яма весны 2012 года может вернуть ситуацию в экономике к весне 2011 года. И все начнется сначала.
По материалам: ej.by