Государство планирует создать специальный реестр, в который попадут «недобросовестные субъекты хозяйствования». Предложение поддерживают контролирующие структуры. Бизнес-союзы же обеспокоены возможным появлением «черного списка» предпринимателей и опасаются, что туда могут быть включены и вполне законопослушные субъекты хозяйствования.
Вход — рубль, выход — два?
На прошлой неделе Комитет госконтроля выступил с предложениями по борьбе с так называемыми лжепредпринимательскими структурами. Для усиления такой борьбы к настоящему времени, сообщает Комитет госконтроля, подготовлены изменения в Уголовный кодекс. Кроме этого, КГК сообщает, что Министерством по налогам и сборам подготовлен проект указа президента «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
Упомянутый проект указа президента, текстом которого располагает интернет-газета ******.by, подготовлен «в целях обеспечения защиты интересов государства от вреда, причиняемого незаконной минимизацией сумм налоговых обязательств». Проект указа предполагает создание Государственного реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
В реестре предприятия (и ИП) могут оказаться по ряду причин. А именно — если субъекты хозяйствования (предприниматели) не предоставили налоговые декларации в течение двух отчетных периодов подряд; если деятельностью предприятия руководят не уполномоченные в установленном порядке лица. Недобросовестными могут посчитать также те предприятия, руководители которых не располагают печатью, бланками документов с определенной степенью защиты (накладными).
Плюс к этому проект указа приводит и более очевидные причины отнесения юрлиц (и ИП) к недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности. Речь идет, в частности, о случаях, когда организации регистрировалась для совершения разного рода противозаконных действий (преступлений).
Бизнес-союзы полагают, что если какое-то предприятие занимается преступной деятельностью, то государство такую организацию должно ликвидировать, а не вносить в реестр и давать ему возможность продолжать свою деятельность.
«Если государство признает, что организация занимается лжепредпринимательством, так ликвидируйте ее. В уже действующем законодательстве предусмотрена и административная, и уголовная ответственность за лжепредпринимательство. Видите, что организация является злостным нарушителем законодательства — закрывайте! Зачем ее вносить в реестр и позволять ей работать?!» — восклицает начальник юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадим Бородуля.
В то же время некоторые основания отнесения предприятий к лжепредпринимательским структурам, которые присутствуют в проекте указа, вызывают у делового сообщества недоумения. В частности, бизнес-союзы не согласны с тем, что предприятия, руководители которых не располагают печатью (накладными), должны включаться в реестр недобросовестных субъектов хозяйствования.
«Непонятно, зачем руководителю, а уж тем более учредителю располагать бланками документов с определенной степенью защиты, инструментами по управлению банковскими счетами и держать при себе печать», — говорит Вадим Бородуля.
Недопустимо по формальным признакам вносить субъекты хозяйствования в «черный список» и обвинять их в лжепредпринимательстве, уверена заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей Екатерина Чижик.
«За некоторые нарушения, которые приведены в проекте указа, достаточно наложения штрафа. Зачем предприятия включать за это в «черный список»? С ним же потом никто не захочет иметь дело!» — подчеркивает Екатерина Чижик. При этом она также добавляет, что если предприятие действительно занимается лжепредпринимательством, то его необходимо ликвидировать, а не вносить в государственный реестр.
«Если предприятие наносит ущерб другим субъектам хозяйствования, то что ему делать на рынке?», — задает риторический вопрос Екатерина Чижик.
По оценкам наблюдателей, подготовленный проект указа предусматривает широкий перечень причин, на основании которых субъекты хозяйствования и индивидуальные предприниматели могут быть признаны «недобросовестными». В то же время возможности «выхода» из Государственного реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности не столь велики.
Согласно проекту указа, предприятие (или ИП), включенное в реестр, может попросить исключить его из «черного списка». Однако четкого перечня критериев, на основании которых будет приниматься решение об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра, в указе не приводится. Это наводит на мысль, что «выйти» из реестра будет сложнее, чем попасть в него.
Не проверишь интернет — заплатишь больше налогов
Следует отметить, что попадание предприятия в «черный список» принесет неприятности не только этому субъекту хозяйствования, но и его контрагентам.
Подготовленный проект указа предусматривает налоговые последствия для тех компаний, которые заключают сделки с субъектами хозяйствования из упомянутого реестра.
К примеру, организации, которые купят товар у недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, не смогут включить понесенные расходы в затраты, учитываемые при налогообложении. Как следствие, это увеличит налогооблагаемую базу той компании, которая купила товар у структуры из «черного списка».
Таким образом, хоть сам товар был приобретен на абсолютно законных основаниях, наказана компания будет — за связи с лжепредпринимательской структурой.
Установив налоговые последствия, разработчики проекта указа, очевидно, хотят полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятий из «черного списка». Если проект указа будет принят в такой редакции, всем законопослушным субъектам хозяйствования придется регулярно проверять интернет — чтобы отслеживать изменения в реестре и исключать нежелательных контрагентов.
Вместе с тем, бизнес-союзы выступают категорически против того, чтобы законопослушные предприятия страдали по фактам заключения сделок, которые с точки зрения договорных отношений абсолютно законны.
«Вступая в отношения с контрагентами, хозяйствующее субъекты оценивают, прежде всего, их имущественное положение, финансовое состояние, кредиторскую задолженность, возможность исполнять обязательства и их в меньшей степени волнует ряд указанных в проекте указа критериев», — говорит Вадим Бородуля.
В то же время деловое сообщество предлагает установить персональную ответственность в отношении тех, кто будет вносить предприятия (или ИП) в Государственный реестр недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
По мнению директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанны Тарасевич, в подготовленном проекте указа президента необходимо оговорить и другое.
«Возникает вопрос: будет ли возмещаться вред тому субъекту хозяйствования, который был включен в реестр неправомерно или без достаточных оснований? Кроме этого, необходимо определиться и еще с одним вопросом: что будет с долгосрочными договорами, которые заключаются на год. Ведь может так случиться, что на момент заключения договора предприятие не находилось в реестре, а попало туда в течение срока действия заключенного договора», — говорит Жанна Тарасевич.
В общем, в случае сохранения названных пробелов принятие подготовленного указа может серьезно усложнить работу бизнеса и, как предполагают некоторые, оказать «негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны и развитие предпринимательства».
По материалам: ******.by