При проведении мониторинга работы интернет-магазинов, Министерство торговли выявляет нарушения у 60 процентов субъектов хозяйствования.
Как сообщила «Ежедневнику» заместитель министра торговли Ирина Наркевич, далеко не каждый интернет-магазин стремится исправлять допущенные нарушения. А нарушения у интернет-торговцев носят типичный характер.
«Мониторинг показывает, что у 60 процентов проверяемых объектов есть нарушения. Это еще поверхностный мониторинг, мы не углубились в то, какой товар продает интернет-магазин. Мы поняли, что нам нужно думать, как дальше регулировать эту сферу. Кто-то устраняет нарушения быстро — это процентов 17 процентов субъектов хозяйствования. Остальное – это протоколы и штрафы.
Проблемы для граждан в чем? Частые нарушения: нет данных о товаре, нет достоверных данных о цене товара или введение в заблуждение, отсутствие товара в наличии, но самое важное – какой товар привозят покупателю. Чаще всего сам товар нарушает законодательства, так как он «серый» – неучтенный. По оценкам экспертов, даже официальные продавцы, от 60 до 70 процентов, торгуют «серым» товаром», — констатировала Наркевич.
Еще одной серьезной группой нарушений, по данным Наркевич, являются нарушения закона «О рекламе». По ее словам, большое количество интернет-магазинов используют в своем наименовании слова типа «первый», «лучший», «крупнейший», «единственный» и т.д. При этом, как правило, они не могут доказать, что именно такими и являются.
При этом Министерство торговли надеется, что продавцы смогут самоорганизоваться, чтобы «выжить» с рынка недобросовестных коллег.
«Нам бы хотелось, чтобы появилась ассоциация. Чтобы через саморегулирование появлялись честные продавцы, чтобы какие-то этические кодексы. Все урегулировать законодательно не представляется возможным», — выразила надежду Наркевич.
Она заметила, что вся белорусская интернет-торговля – актуальна пока что лишь для Минска, так как именно здесь наибольшая концентрация интернет-магазинов. Впрочем, их количество постоянно растет.
«Так как в 2010 году была введена обязательная регистрация интернет-магазинов в торговом реестре, мы впервые увидели сколько их у нас. Мы оперируем такими цифрами: на сегодня в нем зарегистрировано 3932 интернет-магазина. Мы видим кривую, которая постоянно растет. В 2010 году их было 3300.
В 2009 – 800. Товарооборот увеличивается также по кривой роста. Если в 2010 году оборот интернет-магазинов составлял 0,6 процента в составе общего товарооборота розничной торговли без общественного питания, то в 2011 году – 0,7 процента. Не будем забывать, что эти годы были кризисными. В Америке и Европе – где-то 6 процентов, Россия – 1,1 процента. Думаю, что товарооборот будет несколько больше, если учесть тех, кто торгует еще и нелегально. Основная масса интернет-магазинов – это субъекты хозяйствования города Минска. Наш торговый реестр показывает, что 75 процентов магазинов – Минск, 12 процентов — Минская область. Брестская область – 3 процента, Витебская – 2 процента, Гомель – 3 процента, Гродно – 2,5 процента, Могилевская – 2,5 процента», — констатировала Наркевич.
Развитие интернет-торговли немыслимо без развития электронных платежей с банковских карт. Однако крупнейший белорусский банк пока что не очень активно пускает свои карточки в сеть. Как пояснил директор расчетного центра пластиковых карт АСБ «Беларусбанк» Анатолий Боговик, это связано с безопасностью.
«Среда интернет – высокорисковая среда. Мы постоянно читаем о мошенничествах в сети. Наш банк изначально уделял большое внимание вопросам безопасности: в мобильном банкинге, интернет-банкинге и прочее. Мы предельно серьезно отнеслись к безопасности. Сегодня «Беларусбанк» готов заявить, что он несет ответственность за операции, проведенные в интернете. Нас часто критиковали за то, что мы не пускаем свои карточки в интернет: не пускаем по одной простой причине – мы всегда думаем о безопасности наших клиентов и сегодня мы эту безопасность обеспечиваем», — заявил Боговик.
По материалам: ej.by