Частному бизнесу предложили смириться с участью арендаторов

Госкомитет по имуществу подготовил проект указа президента о порядке распоряжения государственной собственностью. Однако, ознакомившись с текстом, эксперты бизнес-сообщества пришли в недоумение. Чиновники проигнорировали положения директивы № 4, дав бизнесу повод заподозрить: а ведь никакой малой приватизации в стране не предвидится! 

На фоне проблем с оборотным капиталом, падения выручки и других последствий кризиса наличие в собственности помещений — одна из наиболее острых сегодня проблем для белорусского бизнеса. 

По оценкам экспертов, из 340 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса около 90% используют аренду. То есть работают в помещениях, которые им не принадлежат.

Статус арендатора мешает привлечению современных технологий в развитие производств, эффективной реализации инвестиционных проектов, получению банковских займов для развития бизнеса. Наконец, субъекты предпринимательства не могут планировать бизнес на долгий срок. В любой момент собственник того или иного объекта может прекратить арендные отношения и попросить освободить помещение.

Поэтому неслучайно эксперты бизнес-сообщества уже больше года на различных уровнях пробивают вопрос об ускорении процесса малой приватизации. Ведь от этого зависит не только состояние самого бизнеса, но и экономики в целом.

Власти пошли навстречу деловому сообществу, пообещав законодательно поспособствовать решению проблемы. Однако результат потуг чиновников оказался более чем скромным, если не сказать — вообще отрицательным, делают вывод эксперты.

По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, несколько ключевых пунктов проекта указа явно указывают на то, что бизнес не дождется ожидаемых изменений в части распродажи госсобственности.

«Нас неприятно удивило, что проект указа не предусматривает критериев целесообразности продажи объектов госсобственности. То есть — что нужно продавать в обязательном порядке, а с продажей чего можно и подождать», — отметил эксперт

По его словам, массовую распродажу госсобственности сегодня устраивать и нецелесообразно. Это показал проведенный анализ расположенных в Минске объектов коммунальной собственности, представляющих интерес для бизнеса.

В частности, чиновники и предприниматели сошлись во мнении, что сегодня не стоит торопиться с продажей объектов, расположенных на центральных и магистральных улицах столицы. Рыночная стоимость таких зданий выше, чем оценочная или балансовая. Но точную цену ряда объектов определить чрезвычайно сложно. По этой причине их продажа может затянуться, что затормозит весь процесс приватизации.

«Но остальные объекты, тем более неэффективно используемые, можно продавать. Причем — тому бизнесу, который намерен вкладывать в развитие, а не перепродавать приобретенную собственность. Хочешь купить — пожалуйста, но при условии, что в течение трех лет ты не поменяешь профиль или назначение объекта. Таким образом покупатель гарантирует, что будет продолжать бизнес в арендуемом помещении как минимум три года», — поясняет Маргелов.

Однако никаких критериев, на основании которых власти в обязательном порядке должны продавать госсобственность, в проекте указа в итоге не обнаружилось.

«Это значит, что чиновникам дано право самим решать, что продавать, а что нет. Все оставлено на их усмотрение. Можно ожидать, что любой госслужащий будет упираться по поводу продажи даже будки два на два метра, не говоря уже о чем-то более существенном. Зачем ему брать на себя ответственность?», — делает вывод эксперт.

С этим соглашается и председатель республиканского общественного объединения «Перспектива» Анатолий Шумченко.

«В указе нужно без всяких «возможно» прописать: если предприниматель или фирма, арендующие госимущество более трех лет, является добросовестным плательщиком, ему надо в обязательном порядке предлагать приобрести в собственность помещение. Иначе указ не будет работать. Органы госучреждения не заинтересованы в отчуждении госсобственности и будут всячески этому противиться. Никто не откажется управлять бизнесом — ни чиновники, ни те, кто владеет имуществом», — убежден Шумченко.

Со своей стороны, Виктор Маргелов отмечает еще один существенный недостаток проекта — это продажа бизнесу арендуемого имущества по рыночной, а не оценочной стоимости, как прописано в директиве № 4 и в плане реализации директивы.

«То ли чиновники не читают директив, то ли настолько уверены, что могут их не выполнять. Но что есть, то есть. И собственник или чиновник могут выставить высокую рыночную стоимость, которую потянут далеко не все. Я убежден, что продажа арендуемых помещений по рыночной стоимости — это не критерий для массовой приватизации сегодня», — подчеркивает Маргелов.

Видимо, чиновники полагают, что вопрос рыночной стоимости не такой уж неподъемный для бизнесменов. Ведь авторы проекта заботливо согласились по предложению бизнеса внести в проект указа пункт о том, что предприниматель может купить объект с рассрочкой на пять лет.

Но, отмечает Маргелов, не все так безоблачно. Арендатор получает лишь право преимущественного приобретения собственности в рассрочку. А предоставлять рассрочку или нет, будет решать собственник или исполком. И здесь создается почва для коррупции.

«Фактически можно говорить о том, что положительное решение для бизнеса будет зависеть от того, получит собственник взятку или нет. Если нет, то предприниматель может услышать в свой адрес: «Извини, мы тут посчитали, что тебе давать отсрочку нецелесообразно», — полагает эксперт.

Виктор Маргелов подметил еще один неприятный для бизнеса нюанс, касающийся стоимости продаваемых объектов. Если предприниматель понес затраты на улучшение состояния и потребительских качеств объекта аренды, то эти суммы будут учтены при определении окончательной цены объекта. То есть итоговая стоимость помещения будет снижена на сумму понесенных предпринимателем затрат.

На первый взгляд, прогрессивная мера. «Но компенсация будет предоставлена в том случае, если предприниматель подтвердит свои затраты документально, то есть предоставит целую стопку бумаг. Не будет хватать хоть одной бумажки — никто эти затраты учитывать не будет», — подчеркивает Маргелов.

Напротив, стоимость объекта может быть увеличена с учетом «апгрейда» помещения. То есть предприниматель, по сути, повторно заплатит за проведенный ремонт.

«Хотя собственникам и чиновникам почему-то можно продавать объекты, на которые нет никаких документов», — недоумевает эксперт.

Впрочем, пока все эти нюансы заложены в проекте указа президента и не утверждены окончательно. Представители бизнес-сообщества рассчитывают, что им удастся внести коррективы в документ. Как заявил Маргелов, вскоре состоится встреча представителей деловых кругов с министром экономики Николаем Снопковым в рамках рабочей группы по реализации положений Национальной платформы бизнеса-2012.

«Надеемся с помощью министра более эффективно решить вопрос малой приватизации», — подчеркнул Маргелов.

По материалам: ******.by