Значительно расширен перечень операций, требующих согласования с президентом при управлении имуществом открытых акционерных обществ.
Соответствующее решение содержит Указ президента Беларуси № 107 от 14 марта.
Это касается отчуждения зданий, сооружений, изолированных помещений, акций, залога акций, а также второй и последующих эмиссий акций ОАО, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в уставных фондах которых имеются акции, находящиеся в коммунальной собственности. Что касается допэмиссий акций, связанных с отчуждением или увеличением доли государства или же административно-территориальных единиц, то, естественно, здесь дополнительного согласования не потребуется.
Это означает, что теперь на согласование президенту вносятся проекты решений местных органов власти при проведении допэмиссий акций указанных ОАО. Такая же процедура потребуется при отчуждении зданий, сооружений и изолированных помещений облисполкомами и Минским горисполкомом. Проекты соответствующих решений должны быть согласованы с Минэкономики, Госкомимуществом и другими госорганами.
Теперь также только по согласованию с президентом будет происходить внесение в уставный фонд негосударственных юридических лиц залога находящихся в коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, включенных в перечень юрлиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики или важные государственные потребности.
Напомним, список стратегически значимых предприятий утверждает правительство Беларуси.
Кроме того, в соответствии с указом облисполкомам и Мингорисполкому с 1 января 2011 года предоставлено преимущественное право на покупку акций предприятий сельхозпереработки, которые граждане Беларуси купили на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки «Имущество», а также переданных производителям сельхозпродукции по номинальной стоимости.
Однако если местный орган власти в течение 90 календарных дней со дня получения извещения акционера о намерении продать принадлежащие ему акции или со дня размещения акционером заявки о продаже акций на БВФБ не приобретет акции по предложенной цене, то в этом случае они могут быть проданы третьему лицу по цене, не ниже заявленной облисполкому.
Как отмечает пресс-служба президента, «преимущественное право местных органов власти приобретать акции указанных акционерных обществ позволит им увеличить долю коммунальной собственности в их уставных фондах и даст возможность влиять на принимаемые органами управления обществ решения».
Следует отметить, что Указ № 107 от 14 марта в определенной степени дополняет положения Декрета № 1, который А. Лукашенко подписал 11 марта.
В Декрете № 1 тоже оговариваются условия проведения дополнительных эмиссий акций ОАО. Если раньше проведение второй и последующих эмиссий акций Госкомимущество или облисполкомы согласовывали с всеми обществами, где есть доля государства, то в соответствии с Декретом № 1 согласование с президентом потребуется только в отношении сельскохозяйственных перерабатывающих ОАО и ОАО, включенных в перечень стратегически значимых предприятий.
В отношении проведения дополнительных эмиссий акций ОАО, созданных в процессе преобразования коммунальных унитарных предприятий, в Декрете № 1 сказано, что они проводятся с согласия местных органов власти.
Однако в соответствии с новым указом этот пункт документа заметно скорректирован. Очевидно, что государство не хочет выпускать из-под контроля сделки с предприятиями сельхозпереработки не только республиканского, но и коммунального уровня. Поэтому допэмиссия их акций, залог и т. д. теперь будут проводиться по согласованию с президентом.
Следует обратить внимание, что в указе речь идет не только о перечне предприятий, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики (они и раньше были под особым контролем государства). Теперь под допконтроль попадают также предприятия, обеспечивающие «важные государственные потребности». Отметим, что на практике такой статус можно толковать весьма широко.
Положения указа, касающиеся преимущественного права на покупку акций предприятий сельхозпереработки, похоже, также продиктованы сегодняшними реалиями.
С 1 января 2011 года в Беларуси отменен мораторий на продажу всех акций. Это дало серьезный импульс развитию в стране рынка ценных бумаг. Многие миноритарные акционеры постарались воспользоваться возможностью продать свои акции.
Но, как ранее отмечал председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов, «у государства появились опасения, что мы можем потерять молокоперерабатывающие предприятия и перерабатывающие предприятия». Для того чтобы эти акции не достались нежелательным покупателям, преимущественное право на их покупку передали облисполкомам.
По неофициальным данным, не так давно правительство «в целях защиты интересов Республики Беларусь» приняло решение приостановить до особого распоряжения торги на БВФБ по акциям некоторых ОАО, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и имеющих стратегическое значение для развития республики (региона). Скорее всего, это связано с тем, что не у всех облисполкомов, которым разрешили выкупать акции предприятий сельхозпереработки, были деньги на выкуп акций у миноритарных акционеров. Теперь по новому указу им дали время на их поиск.
В Указе № 107 появилась стимулирующая норма о том, что если местный орган власти в течение 90 календарных дней не сможет выкупить «стратегические» акции, то они могут быть проданы тем, у кого есть деньги.
Справка «БР»
В соответствии с Декретом № 1 от 12 марта 2011 года к открытым акционерным обществам, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, относятся ОАО, осуществляющие производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, растительных и животных масел, жиров, молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, иных пищевых продуктов, включая производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, сахара, а также осуществляющие переработку и консервирование фруктов и овощей, первичную переработку льна.
По материалам: belmarket.by