Упрощенная система налогообложения

Белорусское законодательство в сфере налогообложения не отличается простотой и однозначностью. В то же время, в рамках программы либерализации налогового законодательства появляются нормы, значительно сокращающие затраты человекачасов на подготовку отчетной документации и непосредственно на уплату налогов.

Так, субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) самостоятельно выбирают систему налогообложения. В налоговых органах (как и во многих других) работает заявительный принцип. 
Субъекты хозяйствования могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения уже со следующего налогового периода, либо с момента регистрации. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление установленной формы (формы документов можно посмотреть здесь).

При этом необходимо обратить внимание на перечень ограничений, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 N 119 «Об упрощенной системе налогообложения» с изменениями и дополнениями (далее – Указ).
Указом регламентированы вопросы применения упрощенной системы, налогообложения, определены плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения, порядок и сроки его уплаты и представления налоговой декларации (расчета) по этому налогу, а также условия перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения.

В связи с тем, что упрощенная система налогообложения исключает необходимость уплаты некоторых налогов (обильно представленных в общей системе налогообложения), законодательно закреплены ограничения по субъектам хозяйствования, средней численности работников, объему валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 2625 млн. рублей.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – упрощенная система):
1. организации и индивидуальные предприниматели:
1.1 производящие подакцизные товары;
1.2 производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
1.3 занимающиеся игорным бизнесом;
1.4 осуществляющие:
1.5 лотерейную деятельность;
1.6 туристическую деятельность;
1.7 профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
1.8 деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;
1.9 деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;
1.10 деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
2. организации, осуществляющие:
2.1. риэлтерскую деятельность;
2.2. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков);
2.3. банковскую деятельность (банки и небанковские кредитно-финансовые организации);
3. организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
4. индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Субъекты хозяйствования, зарегистрированные после вступления в силу Указа, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения со дня их государственной регистрации с соблюдением требований, определенных в пунктах 19 и 21 Положения, утвержденного Указом. Для этого в течение в течение 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации в налоговый орган должно быть подано заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации и о выбранной налоговой базе.
Вместе с тем, переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает субъектов хозяйствования от уплаты:
1. налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь государственной пошлины;
2. оффшорного и гербового сборов;
3. налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;
4. налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
5. обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
6. налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1000 млн. рублей;
7. налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности; платежей за землю и налога на недвижимость для некоммерческих организаций.