Выбираем банк

Выбор банка является для индивидуального предпринимателя важным решением. Банк должен стать Вашим финансовым партнером, а не оставаться просто организацией, осуществляющей финансовые операции. Не ошибиться в этом выборе помогут наши советы.

Прежде всего, необходимо определить какие параметры выбора будут для Вас ключевыми. К таким параметрам относятся:
— задачи, которые будет решать банк;
— тарифы на банковское обслуживание;
— оперативность расчетов;
— местоположение банка;
— надежность банка, деловая репутация;
— качество обслуживания и индивидуальный подход к клиентам.
Рассмотрим подробнее эти параметры.

Перечень предлагаемых белорусскими банками продуктов и оказываемых услуг достаточно широк и позволяет охватить все сегменты финансового рынка. К наиболее часто используемым услугам относятся: расчетно-кассовое обслуживание, валютно-обменные операции, международные расчеты, кредитование, прием депозитов, операции на валютном и фондовом рынке, инкассация, предоставление сейфов и др. Когда Вы только открываете свой бизнес, Вам не потребуются все эти услуги сразу. Поэтому определите, какие услуги важны Вам в первую очередь, какие могут потребоваться в ближайшем будущем, а какими Вы вряд ли будете пользоваться.

Разобраться во множестве тарифов разных банков достаточно сложно. Поэтому выбор ключевых банковских продуктов и услуг, необходимых Вам, и рассмотрение тарифов только на эти продукты/услуги заметно упростят знакомство с банками.

Оперативность расчетов определяется по двум показателям: скорость обработки документов банком и скорость списания и зачисления денежных средств (как быстро денежные средства дойдут до получателя). Быстрота обработки документов должна происходить не в ущерб качеству – банк должен контролировать подлинность документов и при наличии сомнений приостановить операции. Скорость списания-зачисления средств на расчетный счет отличается у разных банков. Этот фактор весьма актуален для многих предпринимателей и предприятий, в особенности занимающихся торговлей или посреднической деятельностью.

Одним из основным признаков, по которому ИП выбирают банк, является его местоположение недалеко от дома или офиса. В настоящее время значение этого фактора уменьшается, поскольку банки устанавливают своим клиентам систему «Клиент-банк», которая позволяет управлять счетом с помощью компьютера и модема. Некоторые банки предлагают обслуживание системы для ИП бесплатно, однако в большинстве случаев придется платить – тарифы колеблются от 30000 до 70000 руб.

Следует также учесть, развита ли у банка сеть филиалов — банк, у которого много филиалов, может быстрее переводить платежи в другие регионы. ИП или небольшая организация при выборе банка может ориентироваться на партнеров по бизнесу. Так, если практически все контрагенты обслуживаются в конкретном банке, самому ИП лучше открыть счет там же, поскольку внутри одного банка расчеты идут значительно быстрее, чем между разными банками и стоимость таких платежей, как правило, ниже обычных.

Для оценки надежности банка необходимо изучить финансовую отчетность банка (баланс и отчет о прибылях и убытках), величину уставного капитала, состав акционеров, возраст банка. Также можно посмотреть отчет об исполнении банком экономических нормативов, устанавливаемых Нацбанком Республики Беларусь. Однако необходимо отметить, что анализ финансовых документов достаточно сложен, потому рекомендуем ориентироваться на публикации в ведущих СМИ, рейтинги банков в Интернет и т.д. Эти же источники помогут Вам составить впечатление о деловой репутации банка.

Обязательно следует выяснить, кто является учредителями банка, кто находится в составе акционеров. Если среди владельцев присутствуют крупные и известные организации с хорошей репутацией, это свидетельствует в пользу банка, а если владельцы – фирмы или граждане с сомнительной репутацией, то ситуация говорит сама за себя. Тесная связь банка с правительством, Нацбанком и другими официальными органами говорит в пользу данного банка.

В настоящее время банк должен не просто выполнять требования клиента, а играть роль финансового консультанта, разрабатывать новые финансовые продукты, соответствующие его ожиданиям. Способность банка к реализации новых финансовых инструментов служит важным условием для сотрудничества. Не менее важным условием является индивидуальный подход к своим клиентам. К примеру, снижение тарифов на кассовое обслуживание для предприятий с небольшими оборотами денежных средств могут представлять существенную экономию. Есть банки, где, например, существует система персонального менеджмента – каждому клиенту выделяется определенный менеджер, который практически в круглосуточном режиме может решить любой вопрос — от простейшего до самого сложного.

Как видно, необходимо изучить большое количество информации о разных банках, прежде чем сделать выбор. Откуда взять эту информацию?
Источники информации о банках:
сайты банков в сети Интернет – содержат значительное количество информации о банке, в том числе о клиентах, текущих банковских проектах, акционерах, финансовой отчетности; актуальность и периодичность обновления информации дают представление о корпоративной культуре банка; сайт можно использовать для первого контакта с банком – задать вопрос, направить запрос на предоставлении дополнительной информации;
сайт Нацбанка РБ – публикуется общая информация о существующих и ликвидированных банках, информация о финансовом состоянии банков, дается характеристика банковского сектора РБ;
тематические сайты – содержат обзоры деятельности банков, рейтинги, сравнения, опросы клиентов банков и т.д.;
рейтинги в печатных СМИ (например, в «Экономической газете») – позволяют оценить банки в сравнении друг с другом как по количественным (размер капитала и валюты), так и качественным критериям (построение рейтинговых таблиц);
реклама как в СМИ, так и телевизионная – свидетельствует как минимум о том, что банк находится в достаточно хорошем состоянии, чтобы оплачивать дорогостоящее эфирное время, однако это может значить также, что данный банк просто использует последний шанс для привлечения новых клиентов;
— мнение деловых партнеров, клиентов о выбранных банках – задержки платежей, ошибки в расчетах и т.п. не афишируются банками, эту информацию можно узнать только из первых рук (в том числе на многочисленных форумах в сети Интернет).

Проведя вышеописанный предварительный анализ, имеет смысл назначить встречу представителю банка. При этом следует подготовить не только список вопросов к банку, но и информацию о себе.

В завершение необходимо добавить, что в РБ разрешается открывать расчетные счета лишь в одном банке. Любые варианты, допускающие наличие у ИП или юридического лица счетов в других банках, возможны только при наличии специального разрешения Нацбанка РБ, которые выдаются, как правило, только крупнейшим предприятиям. Однако, если Вы обслуживаетесь в одном банке и Вас не устраивают условия сотрудничества, Вы всегда можете закрыть счет в одном банке и открыть в другом, предоставляющем более привлекательные условия.