Финальный вариант директивы о либерализации президент Беларуси подписал за несколько часов до боя курантов. Анализируя принятую директиву, интернет-газета ******.by обнаружила, что в документе не оказалось ряда предложений, которые изначально в проекте директивы присутствовали. Что же было вырезано из окончательного варианта директивы о либерализации?
Ниже мы будем сравнивать два документа — проект директивы о либерализации, подготовленный в правительстве, и вариант директивы, подписанный президентом. Сопоставление двух документов показывает, что далеко не все либеральные идеи, которые в верхах на словах принимаются, затем утверждаются официально.
Первое, что обращает на себя внимание, — название директивы. В проекте, который рассылался в октябре вице-премьером Андреем Кобяковым, название директивы было сформулировано так — «О дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности».
Фраза про «либерализацию экономики» из названия финального варианта директивы — «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» — почему-то исчезла.
В финальном варианте директивы не оказалось также двух важных положений.
Первое касается формирования в стране фондового рынка. Проект директивы, в частности, предполагал создание условий, стимулирующих «развитие рынка ценных бумаг с целью массового вовлечения в данный вид деятельности физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства».
Плюс к этому проект директивы предполагал устранение неравенства на страховом рынке. Негосударственные компании, согласно проекту, должны были получить право заниматься обязательными видами страхования. В финальном варианте директивы, увы, этого положения не оказалось.
Наконец, еще одно обстоятельство, на которое мы обратили внимание: из финального варианта директивы практически исчезли сроки принятия либеральных решений. В проекте директивы, который правительство в октябре рассылало по заинтересованным ведомствам, более 20 раз приводилось примерное время принятия решений. В утвержденном варианте директивы ориентировочные сроки принятия решений указаны только в двух случаях.
Впрочем, бизнес-сообщество довольно тому, что директива о либерализации экономики утверждена.
«В директиве нашли отражения предложения, которые инициировало деловое сообщество», — сообщил БелаПАН председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Руководитель бизнес-союза отметил, что директивой фактически приостановлено действие статьи 23.17 Кодекса об административных правонарушениях, которая была основанием для санкций в отношении многих предпринимателей.
«С нового года эта статья применяться не будет, действие ее приостановлено. К чему приводило ее применение? Небольшие нарушения, к примеру, в транспортной накладной, оборачивались большими штрафами. Тысячи предпринимателей от этого страдали. Таким образом, определенный результат от принятия директивы можно почувствовать уже сейчас», — подчеркнул Владимир Карягин.
Он также обратил внимание на тот факт, что директивой расширена сфера применения упрощенной системы налогообложения. В 2011 году, согласно директиве, «упрощенкой» смогут воспользоваться организации, чья валовая выручка не превышает 12 млрд. рублей.
«Это очень важный момент в части упрощения налогообложения. Принятое решение — конкретный пример того, чего удалось добиться бизнесу», — говорит Владимир Карягин, напомнив, что в 2010-м году применять упрощенную систему налогообложения могли организации, чья выручка составляла не более миллиарда рублей. «Тот миллиард, который существовал, бизнес не устраивал», — подчеркнул руководитель бизнес-союза.
Директива о либерализации предполагает также некоторые другие нововведения, которые радуют деловые круги.
В частности, документ запрещает конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. По мнению делового сообщества, принятие данной нормы позволит обеспечить гарантию прав собственности предпринимателей.
Директива также предписывает пересмотр существующей системы административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, «обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда».
В случае если эта норма будет воплощена в жизнь, баснословные штрафы за мелкие правонарушениям предпринимателям должны перестать выписывать.
Юрист Сергей Балыкин убежден, что директива содержит «много правильных слов», которые приятны белорусским предпринимателям. «Ничто в ней не может вызвать больших возражений. Однако следует отметить, что подобного рода документы необходимо было принимать лет 10-15 назад», — подчеркнул Балыкин в интервью БелаПАН.
Многие положения, включенные в директиву, являются рамочными, и для их воплощения в жизнь потребуются постановления правительства, внесение изменений в законы.
Важно в этой связи следующее. Директива предполагает «обязательное общественное обсуждение» проектов госрешений, которые влияют на условия осуществления предпринимательской деятельности. Бизнес-союзы в этой связи очень рассчитывают, что к их мнению будут прислушиваться при подготовке нормативно-правовых актов.
К настоящему времени, как сообщил Владимир Карягин, бизнес-союзы приступили к подготовке проектов госрешений, которые будут содействовать претворению в жизнь норм директивы.
Вместе с тем, практика последних недель показывает, что нередко органы госуправления при подготовке решений мнения предпринимателей не учитывают. К примеру, в конце декабря белорусские бизнес-ассоциации направили письмо главе Администрации президента, в котором констатировали, что проект указа о борьбе с «серыми» зарплатами общественное обсуждение не проходил.
По материалам: ******.by