Что движет правительством, когда оно строит планы?

 

Эксперты считают, что планы относительно перспектив развития на 2013 год, которые строит правительство, ничем не обоснованы, и опасаются новой волны кризиса. Что движет чиновниками, всякий раз наступающими на одни и те же грабли — страх не угодить высшему руководству или незнание элементарных основ макроэкономики?


 

Взять, скажем, высказывания Снопкова о политике ценообразования.

Ожидать ослабления государственного регулирования цен в этом году не следует. Ценовая либерализация ожидается не раньше 2013 года, заявил министр во время прямой линии в газете «Рэспубліка» 13 апреля.

«Все зависит от текущей экономической ситуации, — пояснил он. — Инфляция — это самое страшное зло, с которым наиболее сложно бороться. Министерство экономики считает, да и весь мир, собственно, что здесь все средства хороши, в том числе и административные. В мировой практике, кстати, они тоже применяются».

Ученый-экономист Леонид Злотников считает это утверждение абсурдным.

«Согласен, инфляция — это зло, но административными методами с ней в цивилизованном мире не борются. Опыт разных стран, в том числе Беларуси, доказывает, что именно административное регулирование порождает инфляцию», — подчеркнул эксперт в интервью для БелаПАН.

Злотников отметил, что во всех странах политикой ценообразования занимаются исключительно центральные банки и больше никто.

«Они рассчитывают инфляцию на основании известного экономистам монетарного уравнения, где основные составляющие — количество денег в обращении, скорость их обращения, уровень цен, реальный объем производства. Именно центробанки регулируют денежную систему, количество денег в обращении. Цены при этом формируются свободно», — говорит эксперт.

Он подчеркнул: центральным элементом модели социально ориентированной рыночной экономики, о которой так любят говорить белорусские чиновники, является именно свободное ценообразование.

Злотников привел пример соседней Литвы, где еще в начале 90-х годов был принят закон, запрещающий государству вмешиваться в вопросы ценообразования. «У нас же в процессе формирования цен задействован целый ряд министерств, ведомств, комитетов, издаются приказы, указы и т.д. А результат — инфляция все равно выше, чем где-либо», — констатировал эксперт.

Между тем Николай Снопков заявил о готовности правительства удержать инфляцию по итогам 2012 года в рамках прогноза (19-22%).

«Уверенность в этом есть, полная. Пока все находится в рамках плана. С учетом навеса предыдущего года мы, в принципе, и предполагали, что выйдем среднемесячно за 1,5%. И 5% за квартал мы считаем очень хорошим результатом с учетом прошлого года. Мы уверены, что в случае соблюдения матрицы повышения цен по регулируемым товарам достигнем запланированных показателей», — сказал министр.

Следует отметить, что планы Минэкономики расходятся с  прогнозами МВФ, который планирует по итогам 2012 года инфляцию на уровне 38,4%, а в 2013 — 27,5%.

По итогам 2011 года, напомним, в Беларуси отмечалась гиперинфляция, достигшая 108,7%.

Строя планы на будущий год, Минэкономики ориентируется на пятилетнюю программу социально-экономического развития страны, утвержденную Всебелорусским народным собранием в декабре 2010-го.

«Мы же не отменяли прогноз социально-экономического развития на 2011-2015 годы. Вопрос заключается в том, какими подходами эти показатели будут достигнуты. Либо экстенсивными, либо интенсивными — мы рассчитываем и делаем ставку на интенсивные подходы», — сказал Снопков в ходе прямой телефонной линии.

Он подчеркнул: ключевой вопрос при разработке макропрогноза — посредством чего можно достичь высокого экономического роста?

«Мы считаем, что основным индикатором выполнения пятилетки является достижение необходимого, запланированного уровня реальной зарплаты. Все остальные показатели, прежде всего качественные, будут рассчитываться из того, чтобы мы достигли запланированного уровня зарплаты», — заявил глава Минэкономики.

Между тем именно необоснованный рост зарплат накануне президентских выборов в декабре 2010-го привел к девальвации, раскрутил гиперинфляцию и прочие негативные процессы в экономике.

Еще тогда, полтора года назад, аналитики оценивали пятилетний план развития как предвыборную программу Александра Лукашенко, а не серьезный экономический документ. Сегодня же прогноз на пятилетку и вовсе выглядит как вызов здравому смыслу: рост ВВП на 62-68%, объема промышленного производства — на 54-60%, инвестиций в основной капитал — в 1,9-1,97 раза, реальных доходов населения — в 1,7-1,76 раза.

В конце прошлого года правительство попыталось обратить на это внимание главы государства, разработав альтернативный макроэкономический прогноз на нынешний год.

Ставка делалась на качественные, а не количественные показатели. Прогноз предусматривал жесткую денежно-кредитную политику, рост ВВП на уровне 1%, резкое сокращение финансирования госпрограмм.

Однако Лукашенко жестоко раскритиковал реформистские потуги правительства.

«Вы-то прекрасно понимаете, что, особенно в нашей ситуации, очень часто нам приходилось раньше и придется впредь вручную регулировать некоторые процессы, — заявил тогда глава государства, обращаясь к премьер-министру Михаилу Мясниковичу. — Мы все делаем для людей, а не ради каких-то рыночных выкрутасов. Время такое, а вы все на рынок рассчитываете».

Леонид Злотников не верит, что белорусское руководства способно отойти от «сталинских методов управления экономикой».

«Да, были какие-то зачатки рыночной экономики. Почему опять пошли по социалистическому пути? Зачем повторять то, что неоднократно показало свою нежизнеспособность? Порочна сама стратегия большевистского управления экономикой, давно устаревшая. Но все, что связано с модернизацией, перестройкой, похоже, недоступно пониманию нашего руководства», — говорит эксперт.

Аналитики обращают внимание на то, что именно на 2013-2014 годы придется пик платежей по внешнему госдолгу Беларуси. Ежегодно придется отдавать более 3 млрд. долларов.

Так что сегодня нужно думать, как рассчитываться по долгам и держать экономику на плаву, а не гнаться за количественными показателями, на выполнение которых могут быть потрачены все резервы.

Следует также отметить риски от участия Беларуси в Едином экономическом пространстве с Россией и Казахстаном.

Снижение таможенного тарифа после вступления России в ВТО способно ослабить позиции белорусских товаров на российском рынке.

В связи с этим правительства стран ЕЭП должны незамедлительно приступить к разработке компенсационных механизмов, заявил на днях экс-премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, который сейчас представляет страну в Евразийской экономической комиссии.

Леонид Злотников, в свою очередь, указывает на неконкурентоспособность белорусского бизнеса в условиях ЕЭП. «А по сути, это, конечно, неконкурентоспособность белорусского правительства, которое не может создать условия для нормального развития бизнеса», — добавил эксперт.

Если экономическая политика властей не изменится, Беларуси грозит участь российской окраины.

«Мы будем постепенно сдаваться России, наиболее прогрессивные специалисты будут покидать страну, в результате мы рискуем превратиться в отсталую окраину, этакий стагнирующий регион Российской Федерации. Только в самой России стагнирующие регионы получают бюджетную подпитку, а у нас и этого не будет», — заметил ученый-экономист.