Америка открыла сезон рождественских распродаж, потратив за три дня рекордные 52,4 млрд долларов. Аналитики гадают: мешает покупкам кризис или, наоборот, их подстегивает?
В Америке до сих пор спорят, почему первую после Дня благодарения пятницу с конца 1960-х называют «черной». Солидный журнал для потребителей Consumer Reports утверждает, что название возникло из-за непролазных пробок во время распродаж. А вот сотрудники Национальной федерации розничной торговли объясняют его тем, что в этот день «по-черному» приходится работать и продавцам, и покупателям.
Как бы то ни было, накануне «черной пятницы» Америку волнует лишь два вопроса: во сколько откроют двери торговые сети и чьи скидки будут самыми-самыми. Сводки с потребительских фронтов публикуют все газеты, подробно перечисляя, на сколько процентов будут снижены цены в популярных магазинах, а телеканалы начинают выпуски новостей с известий о том, кто откроется первым.
По традиции покупательская лихорадка должна начинаться ровно в 4 утра и заканчиваться спустя трое суток. Но в последние годы владельцы магазинов решили, что ни рекордный уровень безработицы, ни небывалый размер госдолга (15 трлн к концу 2011-го), ни крайне пессимистичные прогнозы по поводу будущего экономики не мешают изменить правило. Поэтому в этом году многие магазины для не слишком богатых открылись в полночь. А сетевые Toys «R» Us, Wal-Mart и Target и вовсе в 10 вечера четверга.
Но и это не сняло ажиотажа. Поскольку продавцы сообщают, сколько товара будет продано по спеццене, то очереди возле магазинов Best Buy, объявивших об уценке нескольких тысяч широкоэкранных телевизоров до 200 долларов, выстроились еще утром в среду. А открытия универмага сети Macy’s на Манхэттене, по данным полиции Нью-Йорка, ожидало не менее 9 тысяч человек.
Впечатлили и первые итоги «дня самых больших скидок»: те же эксперты Национальной федерации розничной торговли свою аудиторию недооценили. Накануне продаж они осторожно предполагали, что в магазинах США сделают покупки около 152 млн человек, а их оказалось 226 млн, причем общая сумма покупок составила 52,4 млрд. Остается понять, о каких тенденциях в США и мире позволяют говорить эти цифры.
Впрочем, одна тенденция уже очевидна: рекордные показатели обеспечили магазины не для богатых. «Большинство покупателей, делавших покупки в том же Wal-Mart или Target в 10-11 вечера в четверг, пришли в магазины с детьми потому, что не могут заплатить няне,— уверяет президент консалтинговой фирмы Customer Growth Partners Крэйг Джонсон.— Немало и тех, кто просто не мог купить тот же телевизор в другой день».
А вот владельцы дорогих магазинов «черной пятницы» не заметили. 25 ноября элитные Saks Fifth Avenue и Nordstrom открылись как обычно, в 10 утра. Специальное предложение сделали только хозяева сети Neiman Marcus: на продажу были выставлены 10 Ferrari цвета «серебристый металлик» по спеццене в 395 тысяч долларов. К каждой машине прилагался дорожный набор из нескольких чемоданов, обтянутых коричневой кожей в цвет сидений. Все Ferrari были проданы в течение 50 минут.
По материалам: zautra.by