Указ №60 готовился в отрыве от реальности

Такое мнение прозвучало в рамках профессиональной дискусcии «Интернет через призму правового регулирования: добро или зло», которая прошла 29 ноября.

Формальным поводом для проведения встречи явилось появление ролика про белорусский интернет в виде нарезки фактов и цифр.

В качестве экспертов в дискуссии приняли участие представители бизнес-сообщества, работающие в сфере предоставления интернет-услуг, функционирования и использования интернет-сервисов, юристы интернет-компаний, руководители интернет-агентств и крупнейших интернет-СМИ.

Основная цель принятия Указа, высказанная экспертами, – это отобрать монополию у «Белтелекома», хотя фактически следует вести речь о передаче государственной функции контроля за рынком от коммерческой организации «Белтелеком» к Оперативно-аналитическому центру и к Администрации президента. Также, по мнению присутствующих, была попытка решить задачу снятия монополии на внешний трафик. Еще одной целью Указа является получение контроля над интернет-контентом.

Участники дискуссии согласились, что, не зная особенностей и нюансов рынка, власть сегодня не хочет общаться с интернет-сообществом. В свое время не было предложено обсудить Указ, и интернет-сообщество смогло высказаться о проекте указа только в связи с тем, что произошла утечка в интернет, после чего начались дискуссии. Только тогда государство сделало некоторые уступки.

Присутствующие поддержали мнение, что диалог с государством вполне возможно наладить не на уровне конкретных проблем отдельных игроков рынка, а через ассоциации. Однако на сегодняшний день существует только одна ассоциация – «Белинфоком», которая решает ограниченный круг вопросов. Она и подключилась к работе над проектом Указа и «отбила» наиболее критичные, по мнению ее членов, моменты.

Некоторые считают, что «Белинфоком» неэффективен, потому что не объединяет весь рынок и не все участники рынка готовы стать членами этой организации. То есть сегодня понятно, что одним «Белинфокомом» не отстоять интересы всех игроков рынка, ведь эти интересы зачастую противоположны.

Участники отметили, что только более узко специализированными отраслевым объединениям отдельных наиболее крупных игроков можно эффективно выстраивать диалог с государством.

Анализируя последствия данного Указа, прозвучали мнения, что пока нет практики привлечения к ответственности за нарушение норм Указа, но фактически без таких нарушений сегодня не может работать ряд бизнес-моделей. Например, согласно Указу, исходя из принятой практики его толкования контролирующими органами, SEO, контекстная реклама, а также баннерная реклама белорусских производителей на иностранных ресурсах (главным образом российских) для белорусов является незаконной. В данном случае иностранные площадки являются инструментом доступа рекламного сообщения до аудитории, но эти сайты физически расположены за пределами Беларуси и не зарегистрированы в Беларуси. Это как минимум «Яндекс», Google и др.

В общем, проблем введения данного Указа наверняка граздо больше, чем обсуждалось накануне его введения. Просто пока игроки рынка не ощутили на себе инструменты его практической реализации, т.к. не было практики применения санкций за его несоблюдение.

Вот когда это случится, тогда действительно профессиональное сообщество начнет очень быстро создавать ассоциации и защищать свои интересы. А по-хорошему нужно не защищать, а лоббировать эти интересы на этапе принятия этих указов и законов.

Напомним, что основной целью встречи было обсудить наиболее актуальные вопросы, связанные с практической реализацией Указа № 60.

Организаторами дискуссиивыступили юридическая компания «Степановский, Папакуль и партнеры» и специализированный ресурс Marketing.by.

Модераторы: Татьяна Игнатовская («Степановский, Папакуль и партнеры»), Сергей Скороход (Marketing.by).

Более подробный репортаж по итогам встречи будет опубликован несколько позже.
По материалам: *********.by