Зачем предпринимателю бизнес-план

Малый бизнес, которому для начала необходим незначительный капитал, редко располагает бизнес-планом. Это происходит потому, что бизнес-план обычно ассоциируется с составлением никому не нужных бумаг для того, чтобы выбить финансирование под какой-либо проект. Однако поиск финансирования – не  единственная цель бизнес-плана.

Не зависимо от размера предприятия бизнес-план позволяет найти ответы на многие вопросы, связанные с развитием бизнеса. Систематизировать все имеющиеся сведения и свести их в единую концепцию в уме под силу далеко не каждому. В то же время данные, изложенные на бумаге в четкой последовательности, помогут увидеть перспективы и сложности коммерческого проекта. Для малого бизнеса составление такого документа тоже играет центральную роль. Нельзя браться за «дело» не имея четкого плана своих действий по его формированию и развитию.

Целью составления бизнес-плана может быть:
— внутреннее использование (используется как инструмент управления; отражает сильные и слабые стороны проекта или бизнеса);
— внешнее использование (представляет проект в выгодном свете для инвесторов, кредиторов, бюджета, партнеров).
В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае — других. В зависимости от целей, для которых готовится бизнес-план, его содержание будет варьироваться.

Если это документ для привлечения инвестиционных денежных средств, то к его составлению нужно подходить более глубоко и аргументировано. Такой документ должен всесторонне и грамотно осветить цели и задачи проекта, представить план маркетинга, план производства, охарактеризовать объем требуемых вложений и финансовые риски, предоставить детальные расчеты прибыли и окупаемости. При таком варианте бизнес-плана можно обратиться к профессионалам, которые помогут выполнить работу грамотно и всеобъемлюще.

Другой вариант бизнес-плана – это документ, который позволяет малому предприятию работать и претворять свои планы в жизнь. Это модель будущего бизнеса, и чем более она детализирована (необязательно на бумаге), тем больше реальной пользы от нее можно получить, тем больше будет степень вашей готовности к различным непредвиденным обстоятельствам, которые всегда сопутствуют любому бизнесу, тем быстрее и правильнее вы сможете принять соответствующие решения. Такому бизнес-плану не обязательно иметь строгую книжную структуру построения. Главное — понять суть разрабатываемого проекта, почувствовать его экономическую составляющую и выявить пути и возможности для его реализации.
Внутренний бизнес-план как правило составляется при создании нового бизнеса или расширении уже существующего. В процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем. Однако, инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы «почувствовать» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.

Отличие бизнес-плана для малого бизнеса от выполненного по всем правилам документа состоит в его меньшей формальности, его доступности, однако характеризуется неполной информативностью. Тем не менее, бизнес-план даже составленный в голове предпринимателя приносит существенную пользу, в отличие от варианта, когда бизнесом начинают заниматься наобум, не имея четких представлений, в какой последовательности и какие действия необходимо предпринять.

Грамотно составленный бизнес-план позволяет самому предпринимателю и инвесторам убедиться в целесообразности проекта и дает возможность:
— увидеть направление и перспективу развития бизнеса;
— определить промежуточные цели и пути их достижения;
— понять рыночную ситуацию и место вашей компании на рынке;
— отследить подводные камни и предотвратить ошибки;
— использовать преимущества компании;
— доказать надежность проекта;
— определить сильные стороны;
— определить слабые стороны;
— рассчитать и обосновать целесообразность вложения денежных средств;
— рассчитать объем инвестиций;
— рассчитать риски;
— определить прибыльность проекта, т.е. оценить затраты на производство необходимой рынку продукции и сопоставить их с ценами, по которым будут продаваться товары;
— определить необходимое количество ресурсов (материальных, человеческих, других) и распределить обязанности и ответственность;
— понять ассортимент предлагаемой продукции и ценовые ниши;
— спланировать маркетинговые действия для вхождения на рынок и продвижения продукта;
— определить те показатели, по которым будет регулярно контролироваться состояние дел и т.д.

Правильно составленный бизнес-план является ответом на вопрос: есть ли смысл вообще вкладывать деньги в этот проект, принесет ли он доходы, которые возместят затраты средств и сил и принесут прибыль?