Интернет: Провайдеры призвали отменить требование о переносе серверов в Беларусь

Белорусские хостинг-провайдеры направили в министерство связи и информатизации, а также в Оперативно-аналитический центр (ОАЦ) при президенте Беларуси коллективное обращение по вопросам применения указа Александра Лукашенко № 60 об интернете и постановления Совета министров № 644. В своем обращении хостинг-провайдеры призвали отменить требование о переносе серверов в Беларусь.

Кроме того, в коллективном обращении белорусские хостеры предложили понизить цены на внешний трафик до среднеевропейских, разрешить отечественным хостинг-провайдерам обслуживать физических лиц (резидентов Беларуси) на оборудовании, физически находящемся за границей, сообщают «Белорусские новости».

Помимо этого, белорусские хостинг-провайдеры в своем коллективном обращении к минсвязи и ОАЦ выдвинули и другие предложения с аргументацией к ним. Также белорусские хостеры призвали продлить срок регистрации интернет-ресурсов до первого октября этого года. Под обращением подписались хостинг-провайдеры, обслуживающие в целом более 80% белорусских сайтов.

Коллективное обращение белорусских хостинг-провайдеров.

В рамках конференции «Байнет 2.4» 2 июня 2010 г. представители Министерства Связи: Павел Петрулевич, заместитель начальника управления электросвязи Минсвязи и Сергей Руднев, начальник сектора информационных технологий Управления инфраструктуры и развития информатизации Департамента информатизации Минсвязи предложили интернет-общественности при координации крупнейших хостинг-провайдеров составить коллективное обращение по вопросам применения Указа Президента № 60 и постановления Совета Министров № 644. Обобщая поступившие предложения от всех заинтересованных лиц, мы (хостинг-провайдеры, координаторы обращения) постарались свести их к небольшому перечню мер, реализация которых, по нашему мнению, позволит достигнуть целей, провозглашенных в Указе Президента Республики Беларусь № 60 и избежать тех негативных для отрасли хостинг-услуг последствий, которые могут возникнуть при существующей в настоящее время трактовке порядка применения Указа № 60. Мы понимаем, что не все наши вопросы и предложения находятся в компетенции Министерства Связи, однако надеемся, что наша позиция будет изучена и донесена до сведения всех заинтересованных ведомств, участвующих в разработке порядка применения Указа № 60.

Наши предложения и аргументы:

1. Понизить цены на внешний трафик до среднеевропейских и отменить требование к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (резидентам Республики Беларусь), размещать свои информационные ресурсы только на оборудовании, физически находящемся на территории Республики Беларусь.

Анализ распределения трафика информационных ресурсов (сайтов), размещенных на территории Республики Беларусь (далее РБ), четко показывает, что только половина всего трафика, используемого этими сайтами, приходится на пользователей, находящихся в пределах территории нашей страны. Следовательно, перемещение всех сайтов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (резидентов РБ) на оборудование, физически размещенное на территории РБ, не приведет к снижению потребления зарубежного трафика в масштабах страны.

Стоит также отметить, что большинство юридических лиц РБ в настоящее время используют услуги виртуального хостинга именно белорусских хостинг провайдеров и происходит это, в том числе, по следующим причинам:

— Экономическая целесообразность. Стоимость банковского перевода денежных средств иностранным поставщикам хостинг-услуг сравнима с годовой стоимостью виртуального хостинга у белорусских хостинг-провайдеров.

— Сложность документального оформления. Подавляющее большинство иностранных хостинг-провайдеров работает по договорам публичной оферты. Однако белорусское законодательство требует от юридических лиц (резидентов РБ) наличия письменного договора с не резидентом.

— Запрет на предоплату. Подавляющее большинство иностранных хостинг-провайдеров работает на условиях предоплаты, которая по действующему законодательству невозможна для большинства белорусских компаний.

Главная причина, по которой часть сайтов, принадлежащих резидентам РБ, по-прежнему находится на оборудовании, физически размещенном за пределами РБ, является значительно более высокая стоимость зарубежного трафика в РБ по сравнению со странами западной Европы. Учитывая, что предприятия, как правило, всегда стремятся размещать свои сайты как можно ближе к своим потенциальным потребителям, вынужденный выбор небелорусской площадки чаще всего связан именно с этим фактором.

Поэтому мы абсолютно убеждены в том, что главным условием для добровольного перемещения своих сайтов на территорию нашей страны для большинства наших соотечественников является приемлемая стоимость зарубежного трафика. Если она будет на уровне среднеевропейских показателей, то дополнительных законодательных мер для перемещения сайтов на территорию РБ не потребуется. В тоже время, введенные территориальные ограничения на размещение сайтов приведут к невозможности использования многих из новейших интернет-технологий, что в свою очередь негативно скажется на качестве услуг, предоставляемых белорусскими хостинг-провайдерами. А это уже напрямую противоречит основным целям Указа № 60 — повышение качества интернет-услуг.

2. В качестве первоочередной меры — разрешить белорусским хостинг-провайдерам обслуживать физических лиц (резидентов Республики Беларусь) на оборудовании, физически находящемся за границей.

Согласно существующему в настоящее время пониманию порядка применения Указа Президента РБ №60, отечественные хостинг-провайдеры не имеют права обслуживать сайты физических лиц (резидентов РБ) на оборудовании, размещенном за пределами нашей страны. В то же время физическим лицам (резидентам РБ) разрешено размещать свои сайты на оборудовании, находящемся за пределами РБ, то есть у иностранных хостинг-провайдеров. Складывается довольно парадоксальная картина — в этом случае белорусским физическим лицам разрешено пользоваться услугами иностранцев и запрещено пользоваться услугами отечественных поставщиков интернет-услуг.

В таком положении дел мы усматриваем ущемление прав отечественных производителей. Ведь физические лица, которые объективно испытывают потребность размещать свои сайты на оборудовании, находящемся за пределами РБ лишаются возможности пользоваться при этом услугами отечественных хостинг-провайдеров.

Мы считаем, что подобное решение приведет к ряду негативных последствий, а именно:

А) Значительно более высокому оттоку валютных средств из страны. Объясняется это тем, что в составе затрат на услуги виртуального хостинга расходы на оборудование составляют меньшую часть от всех расходов предприятия. Следовательно, арендуя оборудование за границей и размещая там сайты наших соотечественников, мы оставляем в нашей стране большую часть денег, которые наши клиенты платят за услуги хостинга. Эти деньги поступают в бюджет в виде налогов, на них создаются рабочие места, они инвестируются в расширение производства, закупку оборудования. Таким образом, лишая белорусских хостинг-провайдеров возможности удовлетворять потребности белорусских потребителей (в данном случае физических лиц, резидентов РБ), мы добровольно отдаем часть нашего рынка иностранным конкурентам и увеличиваем отток валютных средств из страны. То есть мы получим результат прямо противоположный тому, который, наверняка, планировался.

Б) Ограничение возможностей правоохранительных органов нашей страны по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий в отношении тех сайтов, которые наши соотечественники будут вынуждены размещать у зарубежных хостинг-провайдеров. Это связано с тем, что нашим правоохранительным органам за получением информации (например, за лог-файлами доступа к веб серверу) придется обращаться уже к предприятию иностранного государства. А это далеко не всегда возможно.

3. Заменить регистрацию сайтов обязанностью хостинг-провайдеров располагать всей информацией, которая указана в постановлении Совета Министров № 644.

Всю ту информацию о сайте, которую хостинг-провайдеры должны будут подавать при регистрации сайтов, контролирующие органы нашей страны и так могут получить по первому требованию и, как правило, в день обращения. Но тогда чем оправданы те колоссальные трудозатраты, которые будут нести все участники этого процесса? Хостинг-провайдеры увеличат свои производственные издержки на сбор, регистрацию и постоянную актуализацию сведений о сайтах. Государство тоже будет нести дополнительные расходы. А, следовательно, эффективность экономики в этом секторе будет падать.

Стоит также отметить, что повышение производственных затрат хостинг-провайдеров никак не помогает решить одну из задач Указа № 60 — удешевление интернет-услуг.

Можно, конечно, предположить, что взамен правоохранительные органы получат возможность более оперативного реагирования на правонарушения, совершенные в сети Интернет. Но для раскрытия таких преступлений им все равно придется обращаться к хостинг-провайдерам за лог-файлами веб-серверов. Следовательно, быстрый доступ к информации, подаваемой при регистрации сайтов, не снизит трудозатраты сотрудников правоохранительных органов, так как не избавит их от необходимости письменного запроса хостинг-провайдеру. А если хостинг-провайдер все равно будет передавать компетентным органам запрашиваемые сведения, то заодно он сможет передать и сведения, перечисленные в 644 постановлении Совета Министров.

Кроме того, совершенно очевидно, что регистрирующая организация — БелГИЭ в настоящее время не имеет возможности зарегистрировать в короткий срок все белорусские сайты, а это не менее 30000 шт. Подтверждением тому является отсутствие по состоянию на 3 июня 2010 г. программного обеспечения для потоковой регистрации сайтов, необходимого для крупных хостинг-провайдеров. Предлагаемый БелГИЭ веб-интерфейс по ручному вводу данных из-за крайне низкой производительности не позволяет к установленному сроку зарегистрировать все имеющиеся на обслуживании сайты. Кроме того, даже этот интерфейс не позволяет реализовать все задачи, указанные в 644 постановлении. Так, например, по состоянию на 3 июня 2010 г. он не позволял вносить изменения в зарегистрированную информацию.

По совокупности приведенных аргументов мы считаем регистрацию сайтов, в том виде, в котором она предложена в постановлении Совета Министров № 644 нецелесообразной и препятствующей достижению целей Указа Президента № 60.

4. Если все-таки существуют скрытые и крайне важные причины для регистрации сайтов, предлагаем разрешить хостинг-провайдерам предоставлять клиентам услуги хостинга для размещения сайта до его регистрации с обязательством подать сведения в регистрирующую организацию об этом сайте в течение месяца с момента начала предоставления услуги.

В настоящее время регистрирующая организация имеет право 15 дней рассматривать заявку на регистрацию и еще располагает 5 днями на ответ. То есть клиент может начать использовать свой сайт только через 20 дней после подачи заявки! В настоящее время подавляющее большинство хостинг-провайдеров в мире предоставляют клиентам услуги хостинга в день (а чаще в момент) обращения. Ожидание услуги в течение 20 дней сильно ухудшит качество сервиса по сравнению с существующим положением дел у белорусских хостинг-провайдеров. Кроме того, это окажет сильное негативное влияние на качество деловой среды в нашей стране. Например, срочный запуск промо-сайта к международной выставке может стать невозможным из-за огромных сроков ожидания регистрации. По этой же причине физические лица, резиденты РБ, имеющие право размещать свои сайты у иностранных хостинг-провайдеров, будут предпочитать их услуги.

Отечественные хостинг-провайдеры опять искусственно оказываются в неконкурентоспособном положении относительно своих западных коллег.

5. Отменить ряд полей в форме регистрации.

Мы считаем предоставление некоторых сведений о сайте затруднительным, а сами сведения малоинформативными. Вместе с тем, поддержание актуальности этих сведений в регистрационной базе данных будет приводить к неоправданно большим трудозатратам.

В частности, мы предлагаем исключить из перечня информации, подлежащей регистрации следующие сведения:

Гр. 4.7 Наименование государственного органа, иной государственной, организации, осуществивших государственную регистрацию, дата государственной регистрации и номер решения.

Предлагаем ограничить данные в этой графе сведениями о УНП (учетном номере плательщика), так как УНП является уникальным учетным номером, позволяющим однозначно идентифицировать поставщика интернет-услуг или собственника ресурса.

Гр. 5.1. дата окончания действия договора.

Хостинг-провайдер обязан указать дату начала договора и уведомить о прекращении использования сайта. Дата окончания договора является, таким образом, дублирующей информацией. Если уведомления о прекращении использования сайта не поступало, значит, договор действует или был продлен. Поддержание актуальности сведений о дате окончания договора будет приводить к дополнительным издержкам предприятия по регулярному обновлению этой информации при каждой пролонгации договора. Кроме того, практически все договоры на хостинг де-факто являются бессрочными.

Гр. 5.2. данные о правах юридического лица или индивидуального предпринимателя на указанные ресурсы.

Подавляющее большинство наших клиентов не смогут документально подтвердить свои права на сайт и информацию мы вынуждены будем предоставлять только со слов клиента. Поэтому ценность этой информации нам представляется сомнительной.

Гр. 6.1. описание ресурса.

Приведенный на сайте БелГИЭ пример описания ресурса: «официальный сайт», также как и «личный сайт», «промо-сайт» считаем малоинформативным. Если же придется указывать краткое содержание сайта, то нужно будет приводить большой объем информации и актуализировать его при каждом обновлении сайта. А в масштабах всей клиентской базы это будут огромные и непродуктивные производственные издержки.

Гр. 6.5. тип хостинга, используемого ресурсом.

На наш взгляд информация носит исключительно маркетинговую ценность и не может служить другим целям. Кроме того, с технической точки зрения размещение любого сайта всегда можно отнести к любому типу хостинга. Так, например, виртуальный хостинг, как правило, всегда организовывается внутри VPS, а сам VPS, само собой, размещается внутри выделенного сервера. Расплывчатость определений, таким образом, сводит к нулю ценность информации, приведенной в этой графе.

Гр. 6.6. используемые ресурсом порты транспортных протоколов модели взаимодействия открытых систем.

Считаем необходимым предусмотреть возможность указать «Все» для тех случаев, когда пользователь услуги может сам устанавливать программное обеспечение на сервер (например, для выделенного сервера). В этом случае, очевидно, что клиент использует весь IP-адрес под себя, поэтому указание каждого конкретного порта не имеет смысла.

6. Перенести срок регистрации сайтов на 1 октября

Ввиду того, что перечень информации, подлежащий регистрации, постоянно меняется, а регистрирующая организация БелГИЭ до сих пор не предоставила программное обеспечение для регистрации и обновления больших объемов данных для крупных хостинг-провайдеров, считаем регистрацию всех белорусских сайтов до 1 июля 2010 года технически невозможной.

Данное обращение подписано хостинг-провайдерами, которые совокупно обслуживают более 80% от всех белорусских сайтов.

ООО «Экстмедиа» (extmedia.by); ООО «Хостер Бай» (hoster.by); ООО «Активные технологии» (active.by); ОДО «Абсолют Интернет Системс» (otriks.com); ООО «Берос» (support.by); ЧУП «Трымай» (eHost.by); ООО «КасперСистемс» (kasper.by); ООО «ИВА консалтинг групп» (vashsite.by); ИП Ермаков Р.В. (hb.by); ИП Шихолай А.П. (dreamhost.by); ИП Прыкин А.И. (desiderio.by).

По материалам: ********.by